Электротехника для заочников МСФ БНТУ

Нет ответов
admin
Аватар пользователя admin
Offline
Создано: 20/08/2012

Электротехника, электрические машины и аппараты

Задания к контрольной работе

Подготовить ответы на вопросы номера которых выбираются в соответствии с личным шифром студента по предложенной ниже таблице

 


  1.  

Трехфазная система ЭДС. Фазные и линейные напряжения

  1.  

Фазные и линейные напряжения трёхфазной цепи. Способы включения в трехфазную сеть однофазных и трехфазных приемников.

  1.  

Трехфазная цепь при соединении приемников по схеме “звезда” с нулевым проводом.

  1.  

Трехфазная цепь при соединении приемников по схеме “звезда” без

нулевого провода.

  1.  

Трехфазная цепь при соединении приемников по схеме “треугольник”.

  1.  

Мощность трехфазной цепи.

  1.  

Какие методы используют для измерения активной мощности в

трехфазных цепях?

  1.  

Что значит симметричная и несимметричная нагрузка на сеть в
трехфазных системах?

  1.  

Каковы соотношения между токами и напряжениями трехфазной цепи, если нагрузка ее на сеть симметрична?

  1.  

Что понимается под явлением «смещение нейтрали» в трехфазных четырехпроводных цепях?

  1.  

Как определяется ток в нейтральном, нулевом проводе четырехпроводной трехфазной цепи, если ее нагрузка на сеть несимметрична?

  1.  

Баланс мощности. КПД

  1.  

Режимы работы электрической цепи. Баланс мощностей  источников и приемников электроэнергии.

  1.  

Расчет сложных цепей постоянного тока с помощью законов Кирхгофа, метода 2-х узлов.

  1.  

Синусоидальный ток. Основные величины, характеризующие синусоидальную функцию (период, амплитуда, частота, начальная фаза, сдвиг фаз). Среднее и действующее значения синусоидальных величин

  1.  

Цепи, содержащие приемники R, L, C. Векторная диаграмма.

  1.  

Активная, реактивная и полная мощность цепи (P,Q, S). Коэффициент мощности.

  1.  

Последовательное соединение R,L,C. Резонанс напряжений.

  1.  

Параллельное соединение R, L, C. Проводимости. Резонанс токов.

  1.  

Что понимается под коэффициентом мощности, как от его величины зависят технико-экономические показатели действующей установки переменного тока?

  1.  

Каковы причины низкого коэффициента мощности? Перечислите способы его повышения?

  1.  

Коэффициент мощности, способы его повышения.

  1.  

Устройство, принцип действия однофазного трансформатора. Коэффициент трансформации

  1.  

Опыты холостого хода и короткого замыкания трансформатора. Назначение и условие проведения.

  1.  

КПД трансформатора. Паспортные данные трансформатора.

  1.  

В чем заключается принцип действия трансформатора? Как определяется коэффициент трансформации?

  1.  

Что понимается под внешней характеристикой трансформатора?

  1.  

От каких параметров и величин зависит основная рабочая характеристика трансформатора, почему она возрастает при увеличении при увеличении нагрузки до номинальной и падает с ее увеличением сверх номинальной?

  1.  

В каких случаях целесообразно применение автотрансформаторов? Каковы их преимущества и недостатки?

  1.  

Как устроены трехфазные трансформаторы, какие схемы соединения могут они иметь?

  1.  

С какой целью в трансформаторе используется ферромагнитный сердечник? Почему сердечник трансформатора собирается, из листов электротехнической стали «внахлестку»?

  1.  

Что вызывает нагрев трансформатора, почему ограничивается температура нагрева?

  1.  

В чем преимущества трехстержневого трехфазного трансформатора перед однотипным, выполненным из трех однофазных?

  1.  

Как повлияет переключение обмотки статора с «треугольника» на «звезду» на величину пускового момента асинхронного двигателя?

  1.  

Устройство, принцип действия асинхронного двигателя. Область применения АД

  1.  

Статор асинхронного двигателя. Вращающее магнитное поле. Синхронная частота вращения. Скольжение

  1.  

Способы пуска и регулирования частоты вращения асинхронного

двигателя.

  1.  

Каким образом можно уменьшить пусковой ток асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором?

  1.  

Поясните вид механической характеристики трехфазного асинхронного двигателя.

  1.  

Каковы основные достоинства асинхронного двигателя? Начертите искусственные механические характеристики асинхронного двигателя, при регулировании частоты вращения изменением числа пар полюсов.

  1.  

Перечислить способы регулирования частоты вращения асинхронного двигателя и указать наиболее экономичные из них?

  1.  

Почему электрическая машина переменного тока с короткозамкнутым или фазным ротором носит название асинхронной?

  1.  

Для чего последовательно с пусковой обмоткой однофазного асинхронного двигателя включается конденсатор?

  1.  

Для чего в цепи обмотки якоря при пуске двигателя постоянного тока необходимо включать дополнительные сопротивления?

  1.  

Машины постоянного тока. Устройство, принцип действия.

  1.  

Для чего служит коллекторно-щеточный узел машин постоянного тока?

  1.  

Что понимается под характеристиками холостого хода, внешними, регулировочными, механическими и рабочими характеристиками машин

постоянного тока?

  1.  

Пуск двигателя постоянного тока. Способы регулирования частоты вращения.

  1.  

Назовите основные части машины постоянного тока и поясните их

конструкцию?

  1.  

Каково назначение коллектора у генератора и двигателя постоянного тока?

  1.  

Зачем необходим реостат в цепи якоря двигателя постоянного тока при его запуске?

  1.  

Отчего зависит частота вращения двигателя постоянного и как ее можно регулировать?

  1.  

Каковы два необходимых и достаточных условия создания вращающегося магнитного поля, системой неподвижных трехфазных обмоток?

  1.  

В чем существенное отличие синхронного двигателя от остальных

электрических машин?

  1.  

Как осуществляется пуск синхронных двигателей?

  1.  

При каких условиях и почему применяется синхронный электропривод?

  1.  

Сравните свойства, конструкцию и характеристики синхронного и

асинхронного двигателей?

  1.  

Начертите схему автоматического пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, объяснить ее работу.

  1.  

Начертите схему реверсивного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и объясните его работу.

  1.  

Синхронные машины. Назначение, устройство, обратимость синхронной машины.

  1.  

Работа синхронной машины в режиме генератора. Внешние, регулировочные характеристики.

  1.  

Работа синхронной машины в режиме двигателя. Пуск синхронного двигателя. Рабочие характеристики.

  1.  

Назовите основные причины вызывающие электротравматизм?

Что понимается под шаговым напряжением?

  1.  

Технические способы электрозащиты (защитное заземление, зануление).

  1.  

Защитное заземление, способы его выполнения?

  1.  

Перечислить средства защиты людей от поражения электрическим током? Функция защитного отключения?

 

 

 

 


Таблица выбора вопросов гр 303011, 303012, 303013

 

 

Последняя  цифра  шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Предпоследняя цифра шифра

9

6;   26

7;   27

8;   28

9;   29

10;   30

1;   41

2;   40

3;   51

4;   11

5;   10

8

16;   21

17;   22

18;   23

19;   24

20;   25

11;   42

12;   39

13;   29

14;   12

15;   9

7

26;   16

27;   17

28;   18

29;   19

52;   20

21;   43

22;   38

23;   28

24;   13

25;   8

6

36;   11

37;   12

38;   13

39;   14

40;   15

31;   44

32;   37

33;   27

34;   14

35;   7

5

46;   10

47;   9

48;   8

49;   7

50;   6

41;   45

42;   36

43;   26

44;   15

45;   6

4

45;   1

44;   2

43;   3

42;   4

41;   5

50;   46

49;   64

48;   25

47;   16

46;   5

3

65;   47

62;   48

59;   49

58;   50

31;   46

40;   47

39;   34

38;   24

37;   17

36;   4

2

25;   41

24;   42

23;   43

22;   44

21;   45

53;   48

29;   60

28;   23

27;   18

26;   3

1

15;   36

14;   37

13;   38

12;   39

11;   40

20;   49

19;   56

18;   22

17;   19

16;   2

0

5;   54

4;   57

3;   61

2;   63

1;   66

10;   50

9;   55

8;   21

7;   20

6;   1

 

Пример: личный шифр студента в зачетной книжке **54 то в соответствии с таблицей необходимо подготовить письменный ответ на вопросы № 50 и № 6

 (* - любое число


 

Задача 3.4

К трехфазной сети линейным напряжением Uл (таблица 3.7) и частотой    

f = 50 Гц подключен асинхронный короткозамкнутый двигатель (АД) номинальным напряжением Uном = 220/380 В. Технические характеристики двигателя приведены в таблице 3.8.

Задание:

1. В зависимости от линейного напряжения сети Uл и номинального напряжения двигателя определить схему соединения обмоток статора.

2. Для номинального режима двигателя рассчитать: 1) момент на его валу  Мном ; 2) активную мощность Р1ном, потребляемую из сети ; 3) линейный ток I1ном ; 4) частоту вращения магнитного поля n0 ; 5) частоту ЭДС и тока в роторе f2 ном .

3. Построить естественную механическую характеристику и определить по ней частоту вращения n ротора, если момент нагрузки на валу двигателя в установившемся режиме Мст = 0,8 Мmax .

 

 

Указания к выбору варианта:

1. Порядковый номер учебной группы определяет линейное напряжение питающей сети, номинальную частоту вращения двигателя (таблица 3.7).

Таблица 3.7

Исходные данные

Номер группы

 

303011

303012

303013

4

Линейное напряжение сети  

Uл, В

220

380

380

220

Номинальная частота вращения

nном , мин-1

1420

2925

945

720

 

2. Порядковый номер студента в журнале группы – технические данные двигателя, номера контрольных вопросов и данные по линии, питающей АД (таблица 38).


 

Таблица 3.8

Порядк. номер студ.

Технические данные двигателя

Рном,

кВт

hном ,

%

cosjном

 

1

6

7

8

9

1

0,09

60

0,70

2,2

2

0,12

63

0,70

2,2

3

0,18

66

0,76

2,2

4

0,28

66

0,77

2,2

5

0,37

70

0,86

2,2

6

0,55

73

0,86

2,2

7

0,76

77

0,87

2,2

8

1,1

77,5

0,87

2,2

9

1,5

81

0,85

2,2

10

2,2

83

0,87

2,2

11

3,0

84,5

0,88

2,2

12

4,0

86,5

0,89

2,2

13

5,5

87,5

0,91

2,2

14

7,5

87,5

0,88

2,2

15

11,0

88

0,90

2,2

16

15,0

88

0,91

2,2

17

18,5

88,5

0,92

2,2

18

22,0

88,5

0,91

2,2

19

30,0

90

0,92

2,2

20

37,0

90

0,89

2,2

21

45,0

91

0,90

2,2

22

55,0

91

0,92

2,2

23

75,0

91

0,89

2,2

24

90,0

92

0,90

2,2

25

110,0

91

0,89

2,2

26

132,0

91,5

0,89

2,2

27

160,0

92

0,90

1,9

28

200,0

94,5

0,90

1,9

29

250,0

92,5

0,90

1,9

30

315,0

93,5

0,91

1,9

Примечание: Кл – кабельная линия в траншее; Вл – линия, проложенная открыто; Al – алюминиевая токоведущая жила; Cu – медная токоведущая жила.

 

 

Т и п о в о й   р а с ч е т   к   з а д а ч е  3. 4

Пример 1.Номинальная мощность трехфазного АД с короткозамкнутым ротором Рном = 22 кВт, номинальное напряжение Uном = 380 В, номинальная частота вращения nном = 2900 мин –1, номинальный КПД hном = 89,0% , номинальный коэффициент мощности cosjном = 0,88. Кратность пускового тока    I1 п / I1ном = 7, а перегрузочная способность Км = Мmax / Мном = 2,2.

Определить для номинального режима работы двигателя: 1) полезный вращающий момент на валу; 2) электромагнитный момент, действующий на ротор; 3) мощность и ток, потребляемые из сети; 4) частоту вращения поля; частоту тока и ЭДС в роторе.

Решение:

1. Вращающий момент на валу

М ном = (9550 Рном ) / nном = (9550×22) /2900 = 72,45 Н×м .

2. Электромагнитный момент больше момента на валу

М эм. ном = 9550 (Рном +DРмех ) / nном ,

где DРмех – мощность механических потерь, определяемая обычно по универсальным кривым (рисунок 3.6 ),

 

DР *мех. ном = DР мех. ном / Рном = 1,1 % .

 

 

            Рмех. ном   , %

                 Pном

                         1.8

                         1.4

 

                         1.0

                         0.8

                         

                         0.6

                         0.5

 

                         0.4

                           

                         0.3

                         0.25

                

                  0.2

                           

                            10              20     30     50 70 100  200  300    500           1000           Рном, кВт

 

Рисунок 3.6

 

Отсюда мощность механических потерь в номинальном режиме

DР мех. ном = 0,011×22 = 0,242 кВт.

Номинальный электромагнитный момент

М эм. ном = 9550 (22+0,242)/2900 = 73,25 Н×м.

Из сопоставления величин М ном и Мэм. ном видно, что они очень близки по значению. Это позволяет при построении механических характеристик двигателя использовать в расчетах величину М ном вместо  Мэм. ном , что значительно упрощает расчет.

3. Потребляемая мощность

Р1 ном = Рном / hном = 22 / 0,89 = 24,72 кВт.

Номинальный ток

I1 ном = ==42,68 А.

4. Частота вращения поля n0 = 60 f1 / p – число пар полюсов. При f1 = 50 Гц возможные соотношения между p и n0 представлены в таблице 3.9.

Таблица 3.9

p

1

2

3

4

5

n0 , мин –1

3000

1500

1000

750

600

 

Поскольку известно, что ротор АД в номинальном режиме вращается с частотой nном , близкой к частоте n0 , находим по таблице 3.9 частоту вращения поля как ближайшую большую по отношению к заданной в условии
nном = 2900 мин –1 . Таким образом, n0 = 3000 мин –1.

Скольжение

Sном = (n0 - nном) / n0 = (3000 – 2900) / 3000 = 0,033.

Частота ЭДС и тока в роторе

f2 = f1×Sном = 50×0,033 = 1,65 Гц.

Пример2.По каталожным данным двигателя, приведенным в условии примера 1, построить естественную механическую характеристику

Решение:

Механические характеристики АД с точностью, достаточной для практики, строятся по упрощенной формуле Клосса по каталожным данным двигателя

М = ,

где Мmax = Kм×Мном - максимальный электромагнитный момент двигателя;

 Sкр – критическое скольжение.

Из формулы Клосса

Sкр1,2 = Sномм ± ).

 

С учетом значения Sном , найденного в примере 1, получим

Sкр1 = 0,033 (2,2 + ) = 0,137;

nкр.1 = n0 (1- Sкр1 ) = 3000 (1– 0,137) = 2589 мин –1 .

Второй корень Sкр2 £ Sном отбрасывается как противоречащий принципу работы АД.

Расчетные данные для характерных и ряда промежуточных значений скольжения приведены в таблице 3.10.

Таблица 3.10.

S

0

0,033

0,05

0,1

0,137

0,2

0,4

0,7

1,0

n, мин –1

3000

2900

2850

2700

2589

2400

1800

900

0

М, Н×м

0

72,45

102,6

151,8

159,4

148,6

97,7

60,0

42,9

 

Естественная механическая характеристика построена на рисунке 3.7.

 

 
 

 

 

 

                   

                        

 

                                                                          

                                        

                 

                   

Рисунок 3.7


Задача 3.10

Электропривод производственного механизма осуществляется тремя трехфазными асинхронными двигателями. Включение и отключение электродвигателей производится контакторами переменного тока, которые управляются кнопочными постами. Для нормальной работы механизма электродвигатели должны включаться и отключаться в определенной последовательности, которая задается схемой управления.

Задание:

1. Начертить схему включения электродвигателей в трехфазную сеть.

2. Для заданной в таблице 3.21 последовательности включения и отключения двигателей составить контактно-релейную схему управления. Принять число вспомогательных замыкающих и размыкающих контактов контакторов неограниченным.

3. На схеме указать аппараты защиты цепей управления от коротких замыканий, кнопки включения и отключения, вспомогательные контакты и катушки контакторов.

Таблица 3.21

Варианты

Последовательность включения двигателей

Последовательность выключения двигателей

1

1-2-3

1-2-3

2

2-1-3

1-3-2

3

3-2-1

2-1-3

4

1-3-2

2-3-1

5

2-3-1

3-1-2

6

3-1-2-

3-2-1

7

1-2-3

1-3-2

8

2-1-3

2-1-3

9

3-2-1

2-3-1

10

1-3-2

3-1-2

11

2-3-1

3-2-1

12

3-1-2

1-2-3

13

1-2-3

2-1-3

14

2-1-3

2-3-1

15

3-2-1

3-1-2

16

1-3-2

3-2-1

17

2-3-1

1-2-3

18

3-1-2

1-3-2

19

1-2-3-

2-3-1

20

2-1-3

3-1-2

21

3-2-1

3-2-1

22

1-3-2

1-2-3

23

2-3-1

1-3-2

24

3-1-2

2-1-3

Пример. Для привода трехсекционного транспортера используется  3 асинхронных двигателя сери 4А, которые должны включаться в последовательности: 3-2-1, а отключаться: 1-2-3. Управление двигателями осуществляется контакторами переменного тока и кнопочным постом с 3 кнопками включения и 3 кнопками отключения.

Составить схему управления электродвигателями.

Решение:

  1. Схема включения электродвигателей показана на рисунке 3.14.

 

       
   

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                    

Рисунок 3.14

 

2. Для нормальной работы транспортера двигатели должны включаться только в следующем порядке: первым – двигатель последней секции М3, затем – М2 и последним – двигатель первой секции М1. При неверной последовательности включения неработающие секции транспортера будут переполнены перемещаемыми деталями. Отключение секций должно обязательно происходить  в обратном порядке, т.е. М1-М2-М3, чтобы секции успели очиститься.

3. Контактно-релейная схема управления. Так как логика работы двигателей достаточно проста, можно создать схему управления, используя только вспомогательные контакты контакторов и кнопочный пост.

1). Логика включения двигателей. Первым можно включить только двигатель М3. Никаких ограничений на его включение нет. Поэтому схема его включения – стандартная (рисунок 3.15). Двигатель М2 должен включаться только после М3. Для этого в цепь катушки К2 последовательно введем вспомогательный замыкающий контакт К3. Двигатель М1 включается только после М2. Для этого в цепь катушки К1 введем контакт К2.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                   

 

                                         Рисунок 3.15

 

2). Логика отключения. Первым должен быть отключен двигатель М1. Ограничений на его отключение нет. Поэтому в цепи катушки К1 предусмотрена только кнопка S6. Двигатель М2 должен отключаться вторым, после отключения М1. Поэтому кнопка S4 шунтирована вспомогательным контактом К1. Двигатель М3 должен отключаться последним, после М2, поэтому кнопка S2 шунтирована вспомогательным контактом К2. Для защиты цепи управления от коротких замыканий применены плавкие предохранители F.