Анатомия и физиология нервной системы - контрольная работа для заочников
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Вс, 24/11/2013 - 10:19
Задания к контрольной работе
- Предмет и методы исследования Высшей нервной деятельности (ВНД). Учение И. П. Павлова об особенностях ВНД у человека и животных.
- Мозг человека как система систем. Виды деятельности мозга. Основные функции мозга человека в процессе его филогенеза.
- Нервная система, анатомическое строение, отделы и виды, нервные связи, источники формирования энергии передачи информации.
- Строение мозга, области, отделы мозга: таламус, гипоталамус, промежуточный средний мозг, их топография, функциональные связи.
- Организация нервной системы. Строение нейронов, его функции. Нейронные связи в передаче информации. Вспомогательные системы.
- Понятие «синапс», его функция и роль в передаче информации. Особенности синапсов разных уровней нервных связей.
- Клетки глии, обслуживающие нейроны, их роль и функции в обслуживании всей центральной нервной системы. Формирование проводящих путей в передаче информации.
- Классификация нервных центров по их функциональным признакам. Афферентные и эфферентные отделы. Их различие по функциям связи.
- Интегрированная деятельность спинного и продолговатого мозга. Топография, строение, функции.
- Интегрированная деятельность среднего мозга, деятельность мозжечка. Строение, топография, нейронные связи.
- Интегрированная деятельность коры головного мозга. Лобные, затылочные, теменные области, правое и левое полушария, основные различия в переработке ими информации.
- Физиологические свойства вегетативной нервной системы. Участие ее в эмоциональных реакциях. Симпатические и парасимпатические отделы вегетативной нервной системы.
- Ретикулярная формация, ее топография, влияние на деятельность мозга, связь с другими областями головного мозга. Контролирующая роль в передаче информации.
- Проведение нервных возбуждения в организме. Свойство нервных волокон в проведении и передачи информации, системная организация проводящих путей. Проводящие пути головного и спинного мозга.
- Особенности и условия, формирующие синаптическую передачу информации, этапы и механизмы синаптической передачи. Особенности синаптических связей головного, спинного мозга, висцеральной системы.
- Основополагающие принципы теории рефлекторной деятельности. Условные и безусловные (врождённые) рефлексы. Отличие условных от безусловных рефлексов.
- Переработка информации в центральной нервной системе. Понятие «сенсорная система». Структура связей, формирующих сенсорные системы.
- Преобразование и передача сигналов сенсорной системе. Чувствительность рецепторов. Кодирование стимулов в сенсорной системе.
- Строение зрительного анализатора, его физиологические характеристики. Пути передачи зрительной информации к центрам мозга.
- Зрительные рефлексы: аккомодация, фоторецепция. Особенности строения сетчатки глаза. Характеристика фоторецепторов.
- Центральные зрительные пути. Активность зрительной коры. Технология формирования и передачи зрительной информации. Реакция коры на зрительные осушения.
- Анатомия и физиология органов слуха. Слуховая система. Центральные слуховые пути. Характеристика нейронов, формирующих звуковые восприятия.
- Вестибулярная система (аппарат равновесия). Особенности волосковых клеток в аппарате равновесия. Проводящая система и центры равновесия в коре.
- Общие принципы функционирования организма: корреляция, регуляция, саморегуляция, рефлекторная деятельность.
- Функциональные системы. Общая теория систем. Понятия «системогенез», «системное квантование». Развитие систем в филогенезе.
- Нервная регуляция функций внутренних органов. Гормональная регуляция физиологических функций. Причины нарушения гормональной регуляции.
- Физиология двигательной активности. Понятия, определения. Особенности двигательной активности в условиях изменения раздражающих факторов. Роль побуждающих факторов в реализации активности, явление эфферентации.
- «Моторная кора», ее функции, топография. Классификация движений. Ориентационные и манипуляционные движения. Нервные пути в формировании двигательных реакций.
- Механизмы инициации двигательных актов. Эмоциональный и когнетивный мозг, роль в эфферентных реакциях.
- Терморегуляция организма. Основные понятия. Реакция организма на внешнюю температуру. Влияние температурных воздействий на организм человека. Регуляторы температурных реакций.
- Системные механизмы в регуляции температуры тела. Индивидуальные особенности реакций на температурные режимы. Суточные колебания температуры тела.
- Локализация, особенности, свойства терморегуляторов. Теплообразование и теплоотдача в различных условиях пребывания организма. Нейрорегуляция тепла.
- Жидкие среды организма. Функции воды в организме человека. Биологические функции воды. Основные «водные депо» в организме.
- Методы определения жидких сред в организме. Электролитный состав жидких сред. Источники поступления и пути выделения воды и электролитов.
- Кровь как основная жидкая среда. Органы кроветворения и процессы разрушения элементов крови. Состав крови, основные депо. «Рабочий» объем крови в норме.
- Свертывание крови, механизмы гемостаза. Фибринолиз (растворение) крови. Причины и его последствия.
- Трансцеллюлярные (межклеточные) жидкости, состав, функции. Роль межклеточной жидкости в обеспечении оптимального тургора тела человека.
- Осмотическое давление тканей и органов (осмоляльность), тоничность растворов. Причины нарушения осмотического давления, последствия для организма.
- Обмен веществ и энергии в организме. Виды обмена, этапы, явления анаболизма и катаболизма. Нарушения обмена веществ и их последствия для организма.
- Минеральный обмен в организме, ионный состав жидкостей. Физиологическая роль калия, кальция, магния и других элементов в минеральном обмене. Последствия нарушения минерального обмена.
- Обмен жиров, их биологическая роль, теплоемкость, участие в обмене веществ. Энергетическая стоимость жиров. Жировые отложения.
- Обмен углеводов, механизм усвоения, роль в поддержании жизнедеятельности, продукты окисления углеводов, энергетическая стоимость. Последствия избыточного отложения углеводов.
- Обмен белков и витаминов. Функции белка в организме. Источники поступления в организм, их роль в формировании клеточных структур.
- Термодинамика живых систем. Факторы, влияющие на формирование, накопление и расход тепловой энергии. КПД живой клетки. Пределы тепла в различных тканях организма.
- Расход тепла в организме. Основной обмен веществ и расход энергии. Влияние видов деятельности на расход энергии. Допустимые границы перегревания и переохлаждения тканей и органов.
- Функциональная асимметрия мозга. Виды асимметрии по характеру проявления, функциональные асимметрии. Роль асимметрии в формировании отдельных функций.
- Морфологическая асимметрия полушарий мозга. Формы совместной деятельности полушарий: интеграция информации, контрольные функции, межполушарный перенос информации.
- Леворукость и праворукость в деятельности мозга. Происхождение леворукости. Виды леворукости. Возрастные особенности формирования леворукости.
- Блоки обработки информации в центральной нервной системе. Формирование блоков, их структуры, актуальные нервные центры, их связи «поддержки» в обработке информации.
- Рецепторы как основные «восприниматели» информации из внешней и внутренней сред. Системы передачи информации, принимающие рецепторы. Уровни рецепции по функциям.
- Понятие «анализаторы». Их функции, специфичность. Связи между анализаторами. Принцип «дивергенции» и «конвергенции» в поддержке принятия конкретных действий в ответ на воздействие раздражителя.
- Уровневые центры коры головного мозга. Первичная, вторичная и третичная зона коры. Функциональные особенности каждой из этих зон.
- Блок регуляции тонуса и бодрствования в коре как моделирующая система мозга. Выполняемые функции данного блока, связь с ретикулярной формацией как контролирующей системой.
- Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функции двигательного анализатора, области двигательной коры. Нейронная сеть двигательных анализаторов.
- Функциональная организация моторной коры. Двигательные пути мозга (пирамидный тракт). Формирование двигательных программ для передачи информации.
- Строение позвоночника. Отделы, количество и качество позвонков. Величина поперечного сечения разных отделов позвонков. «Укладка» и защиты спинного мозга от повреждений.
- Структуры и функции спинного мозга: топография, строение, размеры. Нервные ядра спинного мозга, нервные афферентные и эфферентные пути.
- Белое и серое вещество спинного мозга. Функции отдельных участков серого вещества спинного мозга. Спинно-мозговые нервы, их функции, топография нервных стволов, их «зоны обслуживания».
- Продолговатый мозг. Внутреннее строение, функции. Характеристика и функции ядер и выходящих нервов. Структура перерабатываемой ими информации.
- Задний мозг. Строение (мост, мозжечок). Отходящие нервы, ядра, их роль в восприятии и обработки информации, «контролирующая функция».
- Средний и промежуточный мозг. Строение и функции таламуса (зрительного бугра). Нейроны ядер как центры накопления и обработки информации.
- Конечный мозг. Кора головного мозга, доли коры, правое и левое полушария, борозды. Роль мозолистого тела в функциональной деятельности коры головного мозга.
ЛИТЕРАТУРА
- Анатомия. Физиология. Психология человека: краткий иллюстрированный словарь / под ред. акад. А. С.Батуева. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.
- Анатомия человека. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. М. Р. Сапина. – М. : Медицина, 1993. – 549 с.
- Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. – М. : Медицина, 1968. – 547с.
- Данилова, Н. Н. Психофизиология: учеб. для вузов/ Н. Н. Данилова. – М. : Аспект-Пресс. 2002. – 373 с.
- Прибрам, К. Языки мозга / К. Прибрам. – М. : Прогресс, 1975. – 464 с.
- Соколов, Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. Новый взгляд / Е. Н. Соколов. – М. :Московский психолого-социальный институт. 2003. – 287с.
- Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций / под ред. К .В. Судакова. – М. : «Наука», 2000. – 784 с.