Психология развития - Российский государственный профессионально-педагогический университет

Нет ответов
admin
Аватар пользователя admin
Offline
Создано: 20/08/2012

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология развития». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 77 с.

Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Контрольная работа является обязательной составной частью учебного процесса в высшей школе. Контрольные работы направлены на расширение, углубление и детализацию научных знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности у студентов.

В современной высшей школе контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов, важнейшей стороной которой является оформление результатов исследовательской деятельности.

Контрольная работа является средством развития у студентов культуры научного мышления, овладения методологией научного познания. Написание контрольной работы предполагает более углубленное изучение дисциплины, и предоставляет студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой сферы.

Особое внимание в заданиях контрольной работы уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой профессионального мышления. Контрольная работа дает студентам возможность постоянно ощущать нарастание сложности выполняемых заданий, испытать положительные эмоции от переживания собственного успеха в их выполнении, заниматься напряженной творческой работой, поисками точных решений. Студенты получают возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал.

Особенностью выполнения контрольной работы по дисциплине «Психология развития» является актуализация теории в системных многообразных специфических методах и формах психолого-педагогической практической деятельности.

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом:

Последняя цифра номера

зачетной книжки студента

Вариант контрольной работы

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

0

10

 

Структурные элементы контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Психология развития» состоит из следующих структурных элементов:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • задание 1;
  • задание 2;
  • задание 3;
  • задание 4;
  • задание 5;
  • заключение;
  • список использованной литературы
  • приложение.

Титульный лист

Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении (Приложение 1).

Оглавление

Оглавление представляет собой систему заголовков, разделов, частей, глав, параграфов. В нем отражаются все структурные элементы контрольной работы и указываются номера страниц, на которых они помещены в тексте. Оглавление дает общее представление о структуре работы, о ее содержании.

 

Введение

Введение – начальная часть работы, в которой рассматривается актуальность знаний психологии развития, разработанности тематики психологии развития в научной литературе, отражается собственная позиция студента.

Задание 1.

Предлагает осуществление теоретического анализа справочно-информационной литературы для определения терминологического аппарата и феноменологического поля психологии развития.

Задание 2.

Предполагает составление аннотации статьи из научного журнала по актуальным проблемам психологии развития.

Аннотация - это научная статья, имеющая определённую структуру.

  1. Введение:
    • указывается тема, источник, в котором опубликована данная статья;
    • указывается автор статьи и его регалии;
    • перечисляются критерии написания аннотации, максимально исключающие субъективизм рассуждений и оценок.
  2. Основная часть:
    • даётся оценка статьи строго по тем критериям, которые были определены;
    • высказывания и оценки должны быть доказательны, точны и лаконичны.
  3. Заключение:
    • делается вывод об основных положениях статьи;
    • подводятся итога проделанной работы.
  4. Список источников:
    • приводится полный перечень всех источников, на которые были сделаны ссылки;
    • список должен быть оформлен в соответствии с библиографическими требованиями.

Источники статей для аннотаций (за последние 5 лет):

Акмеология

Вестник МГУ. Серия 14, Психология

Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы

Вопросы психологии

Детский психолог

Журнал практического психолога

Иностранная психология

Мир психологии

Мир психологии и психология в мире

Московский психотерапевтический журнал

Прикладная психология

Психолог в детском саду

Психологическая наука и образование

Психологический журнал

Психологическое обозрение

Психология зрелости и старения

Развитие личности

Реферативный журнал «Психология»

Школьный психолог

Экспериментально-прикладная психология

Задание 3.

Предполагает теоретическое изучение одной из теорий психологии развития и оформление полученных результатов в форме доклада.

Задание 4.

Предполагает разработку презентации.

Презентация – способ представления информации. Мультимедийная презентация должна быть, прежде всего, информативной.

В информации, содержащей характеристику периода развития должны быть отражены: хронологические рамки; социальная ситуация развития; ведущая деятельность; психологические новообразования; особенности развития познавательной, эмоционально-нравственной, потребностно-мотивационной и волевой сферы, сферы общения.

Информация должна быть представлена в наиболее наглядной и убедительной форме. Для этого используют графику, видео и звуковую информацию. Основные идеи отражаются в текстовых фрагментах. Они обычно небольшие по объему.

Презентации должна включать в себя количество слайдов достаточное для убедительного раскрытия темы, обычно для достижения указанной цели необходимо не менее 30-35 слайдов.

Этапы создания презентации:

Этап 1. Определение с темой, целью, задачами и объемом презентации.

Этап 2. Предварительная раскадровка слайдов.

Этап 3. Редактирование и оформление слайдов. То есть наполнение слайдов текстами, добавление необходимых изображений, таблиц, диаграмм…

Этап 4. Добавление мультимедийных эффектов — звуков, настройка анимации. ,

Этап 5. Настройка интерактивности, проверка работоспособности презентации.

Задание 5.

Предполагает описание одного из нормативных кризисов развития и пути его преодоления.

Заключение

В заключении кратко излагаются итоги работы, а также делаются выводы об изучаемой научной проблеме.

Список использованной литературы

Список использованной литературы содержит номинации использованных при написании контрольной работы научных источников – монографий, учебной литературы, научных сборников, периодических изданий, методических материалов и т. д. В список литературы помимо традиционных бумажных носителей обязательно включаются электронные ресурсы информационной сети Internet.

Приложение

Приложение содержит:

- ксерокопию статьи из научного журнала, на которую делалась аннотация (обязательное условие);

- презентацию.

Вариант 1

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Авторитарный стиль родительского поведения.
  2. Агрессия.
  3. Адаптация к школе.
  4. Акселерация.
  5. Акцентуации.
  6. Астения.
  7. Внутренняя позиция.
  8. Внушаемость.
  9. Возраст психологический.
  10. Возраст физиологический.

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Младенчество».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – новорожденность как кризисный период - и пути его преодоления.

 

Вариант 2

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Возраст хронологический (паспортный).
  2. Возрастная группа.
  3. Возрастная психология.
  4. Возрастные новообразования.
  5. Возрастные особенности.
  6. Воспитание.
  7. Высшие психические функции.
  8. Геронтопсихология.
  9. Гиперопека.
  10. Гипопротекция.

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Ранний возраст».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – кризис одного года - и пути его преодоления.

 

Вариант 3

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Готовность к школе психологическая.
  2. Движущие силы психического развития.
  3. Девиантное поведение.
  4. Дезадаптация школьная.
  5. Делинквентное поведение.
  6. Депривация.
  7. Детство.
  8. Деятельность ведущая.
  9. Дидактогения (школьные неврозы).
  10. Динамический стереотип.

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Теория А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Дошкольный возраст».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – кризис трех лет - и пути его преодоления.

 

Вариант 4

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Задатки.
  2. Задержка психического развития (ЗПР).
  3. Игра предметная.
  4. Игра сюжетно-ролевая.
  5. Идеалы.
  6. Идентичность.
  7. Интеллект.
  8. Интернальность.
  9. Инфантилизм личностный.
  10. Капризы детские.

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Младший школьный возраст».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – кризис дошкольного детства - и пути его преодоления.

 

Вариант 5

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Комплекс оживления.
  2. Коррекция психологическая.
  3. Кризисы возрастные.
  4. Лидер.
  5. Литическое развитие.
  6. Личность.
  7. Локус контроля.
  8. Манипуляция предметная.
  9. Метод поперечного среза.
  10. Метод продольного среза.

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Теория умственного развития (когнитивная теория) Ж.Ж. Пиаже».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Подростковый возраст».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – предподростковый кризис - и пути его преодоления.

 

 

 

Вариант 6

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Младенчество.
  2. Младший школьный возраст.
  3. Наказание.
  4. Направленность личности.
  5. Новорожденность.
  6. Общение.
  7. Одаренность.
  8. Онтогенез.
  9. Отвержение эмоциональное.
  10. Педагогическая запущенность.

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период юности».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – кризис подросткового возраста - и пути его преодоления.

 

Вариант 7

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Периодизация детского развития.
  2. Периоды сензитивные.
  3. Поведение.
  4. Подростковый возраст.
  5. Постнатальное развитие.
  6. Пренатальное развитие.
  7. Произвольность.
  8. Психическое развитие.
  9. Психологический симбиоз.
  10. Развитие личности.

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Развитие морального сознания личности по К. Гиллиган».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период ранней взрослости - молодости».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – кризис юношеского возраста - и пути его преодоления.

 

Вариант 8

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Ранний возраст.
  2. Референтность.
  3. Рефлексия.
  4. Речь.
  5. Рост.
  6. Самовоспитание.
  7. Самоконтроль.
  8. Самообладание.
  9. Самоопределение профессиональное.
  10. Самооценка.

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Концепция психического развития в психоанализе З. Фрейда».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период средней взрослости - зрелость».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – кризис 30-летнего возраста - и пути его преодоления.

 

Вариант 9

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Самосознание, отношения к себе.
  2. Самоутверждение.
  3. Сознание.
  4. Социализация.
  5. Социальная ситуация развития.
  6. Социогенез.
  7. Старость.
  8. Страхи детские.
  9. Сублимация.
  10. Такт педагогический.

 

 

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Концепция психического развития в гуманистической психологии А. Маслоу».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период поздней взрослости – пожилой возраст».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – кризис 40-летнего возраста - и пути его преодоления.

 

Вариант 10

 

Задание 1.

Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:

  1. Трудные дети.
  2. Уровень притязания.
  3. Уровень умственного развития.
  4. Условия психического развития.
  5. Факторы психического развития.
  6. Филогенез.
  7. Ценностные ориентации.
  8. Человек.
  9. Юность.
  10. Я-концепция.

 

Задание 2.

Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.

 

Задание 3.

Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Концепция психического развития в гуманистической психологии К. Роджерса».

 

Задание 4.

В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Последний период взрослости - старость».

 

Задание 5.

Опишите нормативный кризис развития – кризис старческого возраста - и пути его преодоления.

 

Требования к оформлению контрольной работы

Текст контрольной работы размещается на одной стороне листа бумаги формата А 4.

Она должна быть напечатана на компьютере: шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, через 1,5 интервала. Абзацы в тексте начинаются с отступом в 1,27 мм. Поля на листах стандартные: левое – 30 мм, правое – 1,5 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами внизу страницы справа. По всему тексту соблюдается сквозная нумерация, на титульном листе номер страницы не проставляется.

Названия структурных элементов курсовой работы должны начинаться с новой страницы и иметь заголовки, напечатанные прописными буквами, размер шрифта – 16 без точки в конце.

Библиографические ссылки оформляются в обязательном порядке. Они приводятся в соответствии с правилами библиографического описания документов.

Библиографические описания источников располагаются с красной строки в алфавитном порядке их элементов – фамилий и инициалов авторов или основных заглавий. Список источников должен быть пронумерован арабскими цифрами.