Психология развития - Российский государственный профессионально-педагогический университет
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология развития». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 77 с.
Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению
Контрольная работа является обязательной составной частью учебного процесса в высшей школе. Контрольные работы направлены на расширение, углубление и детализацию научных знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности у студентов.
В современной высшей школе контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов, важнейшей стороной которой является оформление результатов исследовательской деятельности.
Контрольная работа является средством развития у студентов культуры научного мышления, овладения методологией научного познания. Написание контрольной работы предполагает более углубленное изучение дисциплины, и предоставляет студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой сферы.
Особое внимание в заданиях контрольной работы уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой профессионального мышления. Контрольная работа дает студентам возможность постоянно ощущать нарастание сложности выполняемых заданий, испытать положительные эмоции от переживания собственного успеха в их выполнении, заниматься напряженной творческой работой, поисками точных решений. Студенты получают возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал.
Особенностью выполнения контрольной работы по дисциплине «Психология развития» является актуализация теории в системных многообразных специфических методах и формах психолого-педагогической практической деятельности.
Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом:
Последняя цифра номера зачетной книжки студента |
Вариант контрольной работы |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
9 |
9 |
0 |
10 |
Структурные элементы контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Психология развития» состоит из следующих структурных элементов:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- задание 1;
- задание 2;
- задание 3;
- задание 4;
- задание 5;
- заключение;
- список использованной литературы
- приложение.
Титульный лист
Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении (Приложение 1).
Оглавление
Оглавление представляет собой систему заголовков, разделов, частей, глав, параграфов. В нем отражаются все структурные элементы контрольной работы и указываются номера страниц, на которых они помещены в тексте. Оглавление дает общее представление о структуре работы, о ее содержании.
Введение
Введение – начальная часть работы, в которой рассматривается актуальность знаний психологии развития, разработанности тематики психологии развития в научной литературе, отражается собственная позиция студента.
Задание 1.
Предлагает осуществление теоретического анализа справочно-информационной литературы для определения терминологического аппарата и феноменологического поля психологии развития.
Задание 2.
Предполагает составление аннотации статьи из научного журнала по актуальным проблемам психологии развития.
Аннотация - это научная статья, имеющая определённую структуру.
-
Введение:
- указывается тема, источник, в котором опубликована данная статья;
- указывается автор статьи и его регалии;
- перечисляются критерии написания аннотации, максимально исключающие субъективизм рассуждений и оценок.
-
Основная часть:
- даётся оценка статьи строго по тем критериям, которые были определены;
- высказывания и оценки должны быть доказательны, точны и лаконичны.
-
Заключение:
- делается вывод об основных положениях статьи;
- подводятся итога проделанной работы.
-
Список источников:
- приводится полный перечень всех источников, на которые были сделаны ссылки;
- список должен быть оформлен в соответствии с библиографическими требованиями.
Источники статей для аннотаций (за последние 5 лет):
Акмеология
Вестник МГУ. Серия 14, Психология
Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
Вопросы психологии
Детский психолог
Журнал практического психолога
Иностранная психология
Мир психологии
Мир психологии и психология в мире
Московский психотерапевтический журнал
Прикладная психология
Психолог в детском саду
Психологическая наука и образование
Психологический журнал
Психологическое обозрение
Психология зрелости и старения
Развитие личности
Реферативный журнал «Психология»
Школьный психолог
Экспериментально-прикладная психология
Задание 3.
Предполагает теоретическое изучение одной из теорий психологии развития и оформление полученных результатов в форме доклада.
Задание 4.
Предполагает разработку презентации.
Презентация – способ представления информации. Мультимедийная презентация должна быть, прежде всего, информативной.
В информации, содержащей характеристику периода развития должны быть отражены: хронологические рамки; социальная ситуация развития; ведущая деятельность; психологические новообразования; особенности развития познавательной, эмоционально-нравственной, потребностно-мотивационной и волевой сферы, сферы общения.
Информация должна быть представлена в наиболее наглядной и убедительной форме. Для этого используют графику, видео и звуковую информацию. Основные идеи отражаются в текстовых фрагментах. Они обычно небольшие по объему.
Презентации должна включать в себя количество слайдов достаточное для убедительного раскрытия темы, обычно для достижения указанной цели необходимо не менее 30-35 слайдов.
Этапы создания презентации:
Этап 1. Определение с темой, целью, задачами и объемом презентации.
Этап 2. Предварительная раскадровка слайдов.
Этап 3. Редактирование и оформление слайдов. То есть наполнение слайдов текстами, добавление необходимых изображений, таблиц, диаграмм…
Этап 4. Добавление мультимедийных эффектов — звуков, настройка анимации. ,
Этап 5. Настройка интерактивности, проверка работоспособности презентации.
Задание 5.
Предполагает описание одного из нормативных кризисов развития и пути его преодоления.
Заключение
В заключении кратко излагаются итоги работы, а также делаются выводы об изучаемой научной проблеме.
Список использованной литературы
Список использованной литературы содержит номинации использованных при написании контрольной работы научных источников – монографий, учебной литературы, научных сборников, периодических изданий, методических материалов и т. д. В список литературы помимо традиционных бумажных носителей обязательно включаются электронные ресурсы информационной сети Internet.
Приложение
Приложение содержит:
- ксерокопию статьи из научного журнала, на которую делалась аннотация (обязательное условие);
- презентацию.
Вариант 1
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Авторитарный стиль родительского поведения.
- Агрессия.
- Адаптация к школе.
- Акселерация.
- Акцентуации.
- Астения.
- Внутренняя позиция.
- Внушаемость.
- Возраст психологический.
- Возраст физиологический.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Младенчество».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – новорожденность как кризисный период - и пути его преодоления.
Вариант 2
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Возраст хронологический (паспортный).
- Возрастная группа.
- Возрастная психология.
- Возрастные новообразования.
- Возрастные особенности.
- Воспитание.
- Высшие психические функции.
- Геронтопсихология.
- Гиперопека.
- Гипопротекция.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Ранний возраст».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – кризис одного года - и пути его преодоления.
Вариант 3
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Готовность к школе психологическая.
- Движущие силы психического развития.
- Девиантное поведение.
- Дезадаптация школьная.
- Делинквентное поведение.
- Депривация.
- Детство.
- Деятельность ведущая.
- Дидактогения (школьные неврозы).
- Динамический стереотип.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Теория А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Дошкольный возраст».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – кризис трех лет - и пути его преодоления.
Вариант 4
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Задатки.
- Задержка психического развития (ЗПР).
- Игра предметная.
- Игра сюжетно-ролевая.
- Идеалы.
- Идентичность.
- Интеллект.
- Интернальность.
- Инфантилизм личностный.
- Капризы детские.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Младший школьный возраст».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – кризис дошкольного детства - и пути его преодоления.
Вариант 5
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Комплекс оживления.
- Коррекция психологическая.
- Кризисы возрастные.
- Лидер.
- Литическое развитие.
- Личность.
- Локус контроля.
- Манипуляция предметная.
- Метод поперечного среза.
- Метод продольного среза.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Теория умственного развития (когнитивная теория) Ж.Ж. Пиаже».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Подростковый возраст».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – предподростковый кризис - и пути его преодоления.
Вариант 6
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Младенчество.
- Младший школьный возраст.
- Наказание.
- Направленность личности.
- Новорожденность.
- Общение.
- Одаренность.
- Онтогенез.
- Отвержение эмоциональное.
- Педагогическая запущенность.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период юности».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – кризис подросткового возраста - и пути его преодоления.
Вариант 7
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Периодизация детского развития.
- Периоды сензитивные.
- Поведение.
- Подростковый возраст.
- Постнатальное развитие.
- Пренатальное развитие.
- Произвольность.
- Психическое развитие.
- Психологический симбиоз.
- Развитие личности.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Развитие морального сознания личности по К. Гиллиган».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период ранней взрослости - молодости».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – кризис юношеского возраста - и пути его преодоления.
Вариант 8
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Ранний возраст.
- Референтность.
- Рефлексия.
- Речь.
- Рост.
- Самовоспитание.
- Самоконтроль.
- Самообладание.
- Самоопределение профессиональное.
- Самооценка.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Концепция психического развития в психоанализе З. Фрейда».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период средней взрослости - зрелость».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – кризис 30-летнего возраста - и пути его преодоления.
Вариант 9
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Самосознание, отношения к себе.
- Самоутверждение.
- Сознание.
- Социализация.
- Социальная ситуация развития.
- Социогенез.
- Старость.
- Страхи детские.
- Сублимация.
- Такт педагогический.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Концепция психического развития в гуманистической психологии А. Маслоу».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Период поздней взрослости – пожилой возраст».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – кризис 40-летнего возраста - и пути его преодоления.
Вариант 10
Задание 1.
Осуществите теоретический анализ следующих понятий психологии развития:
- Трудные дети.
- Уровень притязания.
- Уровень умственного развития.
- Условия психического развития.
- Факторы психического развития.
- Филогенез.
- Ценностные ориентации.
- Человек.
- Юность.
- Я-концепция.
Задание 2.
Составьте аннотацию статьи из научного журнала (по выбору) по одной из актуальных проблем психологии развития, в приложение обязательно поместите ксерокопию аннотируемой статьи.
Задание 3.
Изучите теорию психологии развития и оформите полученные результаты в форме доклада: «Концепция психического развития в гуманистической психологии К. Роджерса».
Задание 4.
В соответствии с требованиями разработайте презентацию на тему: «Последний период взрослости - старость».
Задание 5.
Опишите нормативный кризис развития – кризис старческого возраста - и пути его преодоления.
Требования к оформлению контрольной работы
Текст контрольной работы размещается на одной стороне листа бумаги формата А 4.
Она должна быть напечатана на компьютере: шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, через 1,5 интервала. Абзацы в тексте начинаются с отступом в 1,27 мм. Поля на листах стандартные: левое – 30 мм, правое – 1,5 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.
Страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами внизу страницы справа. По всему тексту соблюдается сквозная нумерация, на титульном листе номер страницы не проставляется.
Названия структурных элементов курсовой работы должны начинаться с новой страницы и иметь заголовки, напечатанные прописными буквами, размер шрифта – 16 без точки в конце.
Библиографические ссылки оформляются в обязательном порядке. Они приводятся в соответствии с правилами библиографического описания документов.
Библиографические описания источников располагаются с красной строки в алфавитном порядке их элементов – фамилий и инициалов авторов или основных заглавий. Список источников должен быть пронумерован арабскими цифрами.