Управление конкурентоспособностью предприятия

Нет ответов
admin
Аватар пользователя admin
Offline
Создано: 20/08/2012

 
Кафедра «Экономика предприятия»
Указания к выполнению самостоятельной работы
по дисциплине «Управление конкурентоспособностью предприятия»
Разработано: Курило Е.К., ст. преподаватель
 
Минск, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 4
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 5
ЛИТЕРАТУРА.. 9
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа выполняется слушателями с целью за-крепления знаний, приобретенных в процессе изучения теоретического материала по дисциплине «Управление конкурентоспособностью предприятия»
В результате выполнения самостоятельной работы слушатели приобретают навыки расчета показателей конкурентоспособности предприятия, общей оценки конкурентоспособности предприятия строительной отрасли и умения выявлять резервы повышения конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара – его способность противостоять на рынке другим аналогичным товара (конкурентам) по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности.
Актуальность проблемы конкурентоспособности обусловлена стремлением предприятий отрасли повышать уровень качества предоставляемых услуг в области строительства.
 
 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа оформляется одной стороне листа формата А4, выполненной машинописным способом.
Работа включает следующие разделы, расположенные по порядку:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • основная часть;
  • список использованных источников.

Основная часть работы представляет собой самостоятельную  комплексную работу, в которой соединяются теоретические знания и практические навыки слушателя в области управления конкурентоспособностью организации.
Поля пояснительной записки: верхнее – 15мм, нижнее – 20мм, справа – 30мм, слева – 10мм. Гарнитура шрифта Times New Roman, номер шрифта – 14,  интервал полуторный, абзацный отступ 1,25см.
При проверке самостоятельной работы учитываются следующие критерии:

  • глубина и полнота изучения литератур;
  • степень сформированности профессиональных умений и навыков;
  • уровень теоретического осмысления слушателями своей практической деятельности;
  • умение анализировать процесс управления конкурентоспособности.
  • соблюдение требований к оформлению работы.

 
 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В содержание самостоятельной работы необходимо включить:
Введение;

  1. Характеристика предприятия и продукции;
  2. Кадровый состав предприятия;
  3. Управление предприятием;
  4. Инновационная деятельность на предприятии;
  5. Ценовая и коммуникационная деятельность на предприятии;
  6. Оценка конкурентоспособности;
  7. Пути повышения эффективности управления конкурентоспособностью предприятия;

Заключение;
Литература;
Приложения.
Примерное содержание составляющих самостоятельной работы:
Введение
Введение это вступление в работу. Во введении отражается цель выполнения самостоятельной работы слушателем, цель, задачи, основные направления планируемой работы. Введение занимает 3-4 страницы.

  1. Характеристика предприятия и продукции

Год создания предприятия, его месторасположение, вышестоящий орган управления. Важнейшие вехи в истории развития предприятия. Организационно-правовая форма, учредители предприятия. Для акционерных обществ: количество, номинальная и рыночная стоимость акций, их доходность.
Характеристика номенклатуры и ассортимента продукции, область ее использования в общественном комплексе. Основные потребители продукции в республике и за рубежом. Рынки сбыта продукции, его структура, объем и динамика экспортных поставок. Доля предприятия на внутреннем рынке, перспективы ее увеличения.

  1. Кадровый состав предприятия

Численность работающих на предприятии по категориям, ее динамика. Возрастная и образовательная структура работающих. Система подготовки новых рабочих кадров. Система повышения квалификации рабочих.
Аттестация специалистов: периодичность, методы проведения, учет результатов аттестации в стимулировании труда.
Производительность труда (выработка) на предприятии, ее динамика в сопоставлении с темпами роста заработной платы. Факторы, определяющие уровень и динамику выработки на предприятии.
 

  1. Управление предприятием

Реализация основных функций управления на предприятии и их развитие. Современные проблемы управления предприятием и возможные пути их решения.
Организационная структура управления предприятием, ее оценка на предмет соответствия целям предприятия.
Развитие организационной структуры управления предприятием. Реализация принципов централизации и децентрализации управления на предприятии. Оценка организационной структуры на предмет ее соответствия целям предприятия в новых условиях хозяйствования. Формирование организационной культуры, поддерживающей стратегию.
Реализация функции контроля на предприятии.
Экономические методы управления на предприятии. Основные элементы коммерческого расчета, используемые в управлении предприятием.

  1. Инновационная деятельность на предприятии

Основные проблемы предприятия в области техники, технологии и конкурентоспособности продукции, их отражение в плане инновационного развития.
Формирование инновационной стратегии и политики предприятия. Организация научных исследований и разработок на предприятии. Службы и отделы, принимающие участие в НИОКР, их функции и задачи. Организация материального поощрения работников в сфере инновационной деятельности. Информационная база НИОКР на предприятии. Система оценки и отбора инновационных мероприятий и порядок их включения в планы технического развития предприятия. Характеристика мероприятий инновационного плана текущего года, их эффективность и влияние на экономические показатели функционирования предприятия.
Источники финансирования инновационной деятельности предприятия. Расчет экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Задачи и направления инновационной деятельности предприятия на текущую пятилетку.

  1. Ценовая и коммуникационная деятельность на предприятии

Порядок формирования цены на основные виды продукции. Динамика цен реализации продукции за последние 3 года и факторы ее определяющие. Группировка выпускаемых изделий по уровню рентабельности (высоко-средне-, низкорентабельные и убыточные). Причины убыточности и меры по ее устранению.
Ценовая политика предприятия и механизм ее использования в управлении предприятием. Внутрифирменный расчет на предприятии. Использование внутрифирменного ценообразования в управлении предприятием. Место и особенности экономического анализа в работе управленческого персонала.
Развитие маркетинговой деятельности на предприятии. Используемые технологии маркетинговой деятельности при управлении предприятием. Развитие маркетинга как специфической функции управления. Функции маркетинга и управленческие решения, принимаемые высшим руководством предприятия по результатам маркетинговой деятельности. Использование маркетинговых программ для оптимизации производственной программы предприятия и обеспечения успеха его бизнеса.

  1. Оценка конкурентоспособности

Система показателей используемых для оценки уровня конкурентоспособности продукции. Применяемые методики для оценки уровня конкурентоспособности продукции. Стандарты, применяемые на предприятии, в том числе государственные и международные.
Оценка конкурентоспособности 1-2 видов продукции предприятия на рынке (одним из существующих методов, представить соответствующие расчеты). Основные конкуренты предприятия. Деятельность предприятия  по расширению рынков сбыта продукции.

  1. Пути повышения эффективности управления конкурентоспособностью предприятия

Предложить систему управления качеством и конкурентоспособностью. Планирование и обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции и предприятия.
Заключение
Заключение представляет собой краткий пересказ всей работы. Оно тесно связано с введением и должно быть построено в соответствии с логикой самостоятельной работы.
В заключении дается оценка реализации поставленных цели и задач. Вносятся предложения по повышению эффективности работы предприятия. Объем заключения самостоятельной работы не должен превышать 2-3 страниц.
Литература
Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.
К библиографическому описанию предъявляется ряд требований: точность, полнота, единообразие. Надежность и достоверность библиографической информации достигается за счет унификации и стандартизации. В настоящее время разработаны и действуют международные стандарты библиографического описания (ISBD) на различные виды документов. В нашей стране действует ГОСТ 7.1-2003 «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. Общие требования и правила составления».
Приложения
По общему правилу, в приложения помещаются те материалы работы, которые важны для понимания ее содержания и всех действий автора, но которые являются объемными для текста и того формата, в котором он излагается. Обычно это:

  • таблицы, размер которых превышает 2/3 объема страницы формата А4;
  • рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые выглядят слишком громоздко на стандартной странице;
  • справочные материалы различного содержания: данные финансовой и бухгалтерской отчетности организации (балансы, отчетные формы); образцы внутренней документации организации (уставы, положения, приказы, распоряжения, кодексы корпоративного поведения и т.п.);
  • методики, которые использовались (опросные листы, анкеты, вопросники, ключи к интерпретации методики и т.п.).

 
 

ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Конкурентная стратегия : Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер. – 4-е изд. – Москва : Альпина Паблишерз, 2011. – 453 с.
  2. Конкурентное преимущество [Текст] : Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Портер М. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. – 715 с.
  3. Конкурентоспособность предприятия : учебно-методический комплекс / А. С. Головачев. – Минск : МИУ, 2012. – 283 с.
  4. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н. Ю. Конина. – Москва : Проспект, 2012. – 361 с.
  5. Кооперация и конкуренция / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова, Т. И. Ленская. – Минск : Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2012. – 267 с.
  6. Управление конкурентоспособностью : учебное пособие / В.А. Быков, Е. И. Комаров. – Москва : РИОР, 2013. – 274 с.
  7. Управление конкурентоспособностью : учебное пособие / Е. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. – 3-е изд., стереотипное. – Москва : Омега-Л, 2009. – 325 с.
  8. Управление конкурентоспособностью организации : учебник / Фатхутдинов Р.А. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : Маркет ДС, 2008. – 432 с.
  9. Управление конкурентоспособностью организации : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / Г. Д. Антонов, О. П. Иванова, В. М. Тумин. – Москва : Инфра-М, 2012. – 298 с.
  10. Управление конкурентоспособностью фирмы : учебник / Н. А. Савельева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 382 с.

Дополнительная

  1. HR в борьбе за конкурентное преимущество / Д. Ульрих , У. Брокбэнк. – 2-е изд. – Москва : Проспект, 2010. – 361 с.
  2. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать / Том Дэвенпорт и Джоан Харрис. – Санкт-Петербург : Бест Бизнес Букс, 2010. – 256 с.
  3. Жизнестойкое предприятие: как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество / Шеффи Й. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 301 с.
  4. Обучение персонала как конкурентное преимущество / Магура М.И. – М., 2004. – 216 с.
  5. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Шоул Д. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2006. – 338 с.
  6. Рыночный потенциал предприятия : Монография / Попов Е.В. – М. : Экономика, 2002. – 558 с.
  7. Сервис, ориентированный на бренд. Новое конкурентное преимущество / Барлоу Дж., Стюарт П. – Москва : Олимп-Бизнес, 2006. – 288 с.
  8. Управление конкурентоспособностью организации : практикум / Фатхутдинов Р.А. – Москва : Маркет ДС, 2008. – 208 с.
  9. Управление конкурентоспособностью страховых организаций / Жук И. Н. – Москва : Анкил, 2011. – 138 с.