Решение задач
Существуют различные определения для термина «задача», но едины они в таком определении: задача представляет собой ситуацию, которая требует того, чтоб человек совершил определенное целенаправленное логическое размышление, исходя из известных ему данных. В зависимости от того, какими будут исходные данные, задачи делятся на следующие виды:
• стандартные. Человек, обладая определенными данными, знает способ решения задачи;
• нестандартные (сюда относятся поисковые, проблемные, творческие). В этом случае человек сам должен найти способ решения, при этом данными и методикой решения он не владеет;
• оригинальные. При таких задачах способ решения не знает не только сам человек, но и науке он не известен.
Задачи по различным дисциплинам, которые решают на занятиях, различны между собой по многим характеристикам: цель, содержание, но по своей структуре решения они очень схожи между собой. Кроме этого, если сравнить инженерно-технические и учебные задачи, можно увидеть, что структура их одинаковая.
При решении абсолютно любой задачи нужно будет пройти четыре этапа, каждый из которых является важной и неотъемлемой частью, а в совокупности они должны привести к получению верного решения.
Этапы решения любой задачи
• анализ содержания поставленной задачи, а также краткое изложение условия и необходимых требований;
• определение способа и плана решения задачи;
• непосредственно решение с последующей проверкой верности полученного ответа и оформление решения;
• анализ полученного результата, выделение наиболее важной информации, которая может быть полезной в дальнейшей деятельности.
Благодаря тому, что существует такая общность в решении задач, решая задачи по дисциплине «Теоретическая механика», можно получить необходимые навыки, которые станут полезными не только в дальнейшей учебе, но уже в профессиональной деятельности. Задачи по физике являются своеобразным практическим пособием, и не только учат, но и воспитывают, и развивают в человеке определенные навыки и способности.
Решая профильные задачи по высшей математике, человек получит нужные знания, способности и опыт, а также узнает определенные научные методы и принципы. В условии задачи изложено пояснение пройденного теоретического материала по дисциплине. Таким образом, решая задачи, на практике можно понять смысл разного рода законов, правил, определений. Если человек сможет применить полученные теоретические знания в дальнейшей практике, значит, он правильно понял и усвоил пройденный на лекции материал. Решение задач относится к практическим занятиям, поэтому, полученному результату решения задачи можно определить степень усвоения информации, понимание сути правил или законов, а также способность выявить в рассматриваемой информации какую-то физическую закономерность.
При решении задач по химии в процессе обучения у человека развиваются такие качества: трудолюбие, усидчивость, любопытство, находчивость, самостоятельность, интерес, сила воли, упорство. Если ученик берется за решение средней по сложности для себя задачи, в процессе он будет натыкаться на разные препятствия, в результате неправильно выбранного способа решения. Но всячески будет стараться вернуться назад, пусть даже и в самое начало, и попробовать найти верный путь, в результате чего проявятся такие качества, как настойчивость, терпеливость, умение ценить свои достижения. Таким образом, напрашивается определенный вывод: умение решать задачи является воспитанием силы воли у человека.
Следует также отметить, что в процессе решения задачи задействованы: память, внимание, воображение, логика.
Требования, которые должен выполнять студент, приступая к
решению задачи по теоретической механике
• применять как мыслительные, так и практические действия, основой которых служит понимание правил и законов по теоретической механике, что ставит перед собой цель не только закрепить, но и развить полученные теоретические знания;
• научится правильно и рационально использовать имеющиеся теоретические знания на практике;
• научится проводить анализ процессов, определять их схожесть и различия, причину связи, функциональную зависимость, а также суметь сравнить реальные факты с теоретическим материалом по дисциплине.
Получение ответа на задачу по теоретической механике заключается в определении общих положений (законы, формулы, правила), которые могут пригодиться в нахождении решения задачи, а также умение применить их на практике.
Для того, чтоб решить задачу по теоретической механике, нужно выполнить следующие действия в правильной последовательности, при этом не следует пренебрегать ни одним из них, потому как все они очень важны:
• внимательно прочитать условие задачи и понять, что требуется выяснить;
• кратко записать условия задачи в буквенном виде;
• изобразить в графическом виде процесс, описание которого приведено в задаче;
• определится со способом и направлением решения задачи;
• составить план, согласно которого будет осуществляться решение задачи;
• непосредственно сам процесс решения задачи;
• записать найденную величину в виде формул, которые точно показывают путь нахождения ответа;
• проверить правильность полученного результата;
• оценить полученные данные;
• провести анализ всего процесса получения ответа на поставленную задачу, выделить важную информацию, которая может пригодиться в дальнейшей практической деятельности.
Чтоб верно, и, что немаловажно, рационально осуществить каждое из перечисленных действий, следует иметь определенные знания по теории нужных разделов по механике, в компетенцию которых входит поставленная задача. Также не лишними будут знания физики, математики и других дисциплин, чтоб использовать их, при необходимости, в процессе решения задачи. И, конечно же, не следует забывать об особенностях и роли каждого этапа решения задачи.
Вы имеет возможность, поэтому просто обязаны научится четко решать задачи не только по механике, но и другим важным дисциплинам. А для того, чтоб получить определенные навыки и умения, человек должен, прежде всего, иметь желание сделать это. Если оно будет, то человек сконцентрируется, и с огромным интересом будет стремиться в кратчайшие сроки выполнить даже непосильную работу, чтоб получить определенные навыки. Без желания никакая самостоятельная деятельность просто невозможна. Что касается творческого труда, то можно сказать, что он будет более легким, потому что близок природе человека. С самых первых занятий по дисциплине нужно не просто заучивать, а понимать материал, который изложен в учебных пособиях и излагался преподавателем на лекциях, серьезно готовиться к практике, по возможности самостоятельно решать задачи, не только те, что были в качестве домашнего задания, но и те, которые проходили на занятиях. Умение решать задачи не придет лишь от наблюдения за тем, как их решают другие учащиеся или преподаватель на доске. Сегодняшний книжный рынок просто переполнен решебниками задач по разным дисциплинам, но такие «помощники» принесут скорее вред, чем научат чему-то. Прежде всего, нужно попробовать найти ответ на задачу самому, и только если возникают большие трудности, можно проконсультироваться с преподавателем либо однокурсниками. Если при решении задач, которые были заданы на дом, возникают большие затруднения, то выяснить все вопросы нужно на первом же занятии по дисциплине или консультации. Человек научится правильно решать задачи по механике только в том случае, если будет хорошо разбираться в теории и верно организует самостоятельную работу. Это позволит ему получить необходимые навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшей учебе, а также в профессиональной деятельности.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- 5773 просмотра